главная
 
о сайте
 
акции
 
ombudsman
 
протоколы
 
тексты
 
люди


БЕСЛАН КМУЗОВ: УБИТЬ ВОЙНУ В СВОЕМ СОЗНАНИИ
Вообще, много нужно сделать. Хотя бы – понять, что произошло 14 лет назад. Тогда, на мой взгляд, в силу нашей общекавказской дикости, мы понятия не имели, о чем говорим, когда употребляли термины «абхазская нация», «грузинская нация», «независимость Абхазии», «территориальная целостность Грузии». Что стояло за этим? На мой взгляд, тогда и предположить никто не мог, чтобы абхазы стремились назвать «абхазами» людей другой национальности. Но сегодня абхазы говорят о необходимости интегрировать гальских грузин в абхазский социум. Этой идее уже лет пять, если не десять. Только раньше озвучить ее – значило оказаться крамольником.

То есть, сегодня понятие «абхазская национальность» распространяется гораздо шире, чем на одну этническую группу. Было ли подобное в 1992 году, когда депутаты-абхазы проголосовали за отделение от Грузии? Вряд ли... Ощущали себя абхазы частью грузинской нации? Вроде бы, никогда такого не было. Помню, раньше во мне это вызывало удивление и неприятие. Теперь – все равно. Следует исходить из данности.

Итак, есть абхазы, как формирующаяся нация. Есть понятие «абхаз», которое бытует в Грузии. Два этих понятия отличаются друг от друга. Равно как и понятие «грузин» по обе стороны Ингура имеют разное определение. Например, для абхазов грузины – это все, картлийцы, мтиульцы, кахетинцы, аджарцы, гурийцы, имеретинцы, тушины... Мегрелы, сваны, армяне и азербайджанцы никак не могут считаться грузинами с точки зрения абхазов. Интересно то, что относительно абхазов в Грузии нет единого мнения: кто это? Одни считают, что абхазы – это люди с фамилиями, оканчивающимися на «ба». Для других, например, историка Лорткипанидзе, – это грузины, жившие на территории от Ингура до Псоу. При этом, они напрочь не признают абхазов за коренных жителей. Мол, это пришлый народ с Северного Кавказа.

Вообще-то стоит заметить, что на самом-то деле, это абхазы поднялись в горы в 14-м веке. При этом, далеко не все абхазы, а только часть из них – абазгские племена. Сами абхазы делятся на два основных народа: абазги и апсилы. Абазги жили на территории от Псоу до Бзыби. Царство апсилов – от Бзыби до Келасури. По крайней мере, так было в 8-м веке нашей эры. Во время арабского нашествия в том же 8-и веке царь апсилов скончался, и его царство вошло в царство Абазгия, которым правил Леон первый. Если не верите мне, то прошу перечитать книгу «У стен Анакопии», написанную Михаилом Петрозашвили. Выпущена она еще в советское время, отпечатана в тбилисской типографии.

А то, что родственники абазгов – абазины, являются пришлым народом, так об этом им не давали забывать их братья-адыге... Вообще, интересная деталь: единственный народ, с которым за всю историю смогли ужиться абаза – это адыге. Видимо, сыграло свою роль понятие «гость», которое бытовало среди горцев ...

Впрочем, тема затронута другая: кого считать «абхазами» и как им жить рядом с грузинами. Как бы то ни было, но чтобы жить не по соседству, одному из двух народов придется переселяться на Марс.

Прежде чем каяться, сначала определитесь: перед кем конкретно каяться и за что. Может, пока грузинская сторона будет выяснять, и надобность в покаянии отпадет. Или напротив, почва благодатной окажется. Просто представьте себе, что на дуэли вы ранили своего друга. Он лежит, кровью истекает, а вы перед ним на колени падаете. Вряд ли его реакция будет одобрительной. Скорее, он еще больше разозлится. И правильно сделает: сначала нужно аптечку принести, кровь остановить, подождать пока шок пройдет, а уж потом – и покаяться можно. Да, кстати, еще нужно выяснить, из-за чего вы с ним стреляться вздумали, да и устранить причину. Или, как минимум, не затрагивать ее в ближайшем будущем. А то ведь опять за пистолеты возьметесь.

Так что я предложил бы грузинам сначала окончить войну в своем сознании. Для этого следует подсчитать, каково количество погибших с обеих сторон. Потом нужно определить, сколько все-таки беженцев находится на территории Грузии. Кстати, тут необходимо определить, кого следует считать беженцами, а кого – комбатантами. Может быть, кого-то следует признать и военным преступником.

Кстати, стоит поспрашивать и беженцев: кто конкретно приходил к ним в дома заниматься грабежом? Интересно было бы поговорить и с теми, кто шел через сванские деревни по Кодорскому ущелью. Кто их там грабил, убивал, насиловал? Сколько человек погибло при взятии Сухума?

Вообще, стоит подумать, так ли уж закрыта Абхазия для беженцев? Вот тут большой вопрос возникает. Кто-нибудь из беженцев пытался вернуться, при этом отказавшись от грузинского гражданства? На территории Абхазии ему выдадут поначалу форму №9. Далее человек обретает право на гражданство спустя пять лет после поселения в республике Абхазия. За это время у человека может полностью поменяться отношение к конфликту. И вполне возможно, что вернувшиеся грузины решат, что они все же являются гражданами республики Абхазия. Интересно, пойдет ли при этом правительство Грузии на такой шаг, как финансирование программы обучения абхазскому языку?

И все-таки, самое главное, стоит определить, как дальше быть с абхазами. Кто-нибудь интересовался, ждут ли абхазы покаяния и оправдания? Хотя, лучше не оправдываться – всегда унизительная ситуация. Но вот действительно, поговорить с теми, у кого погиб муж, брат, отец, сестра... А те, у кого погибли матери? Ведь были и такие случаи. Просто поговорить и спросить: а вы ждете извинений?

Стоит поговорить и с духовенством. Где сегодня хранится Бедийская золотая чаша? Где находятся фрески Моквинского монастыря, в котором была усыпальница абхазских властителей Шервашидзе-Чачба. Кто в Грузии говорит о гвоздях с креста Иисуса и о веретене Богородицы? Знают ли грузины, что эти реликвии были вывезены из Абхазии в Грузию еще до революции 1917 года? Как относится православие грузинское к переводу Евангелия на абхазский язык? Пошли дальше: делопроизводство на абхазском языке. Стоит его развивать или нет? И что готова сделать Грузия в этом отношении?

Мне интересна также история государственного архива Абхазии, который сожгли во время войны. Интересно, за что прострелили ноги научному сотруднику абхазского института языка и литературы Николаю Шенкао? Почему оказалась разграбленной государственная библиотека в Сухуме?

Наконец, я бы хотел услышать оценку действий абхазов в 19-м веке в отношении России. Дважды они терпели репрессии от русских войск. В первый раз – в 1834 году при насильственном присоединении Абхазского княжества, и во второй раз – по окончании русско-турецкой войны, во время которой они оказались единственными из кавказских народов, кто поднял оружие против русской армии.

Сегодня Грузия считает основным своим противником Россию. В то же время, повторюсь, никогда не было войн между Грузией и Россией. А вот между Россией и Абхазией войны были дважды. Может стоить спросить у абхазов, с чего это вдруг Россия стала другом? Может, есть объективные причины? Может быть, стоит чему-то и у северного соседа поучиться?

После 1875 года эти земли опустели. Только тогда абхазская проблема приобрела оттенки, которые привели к войне 1992-1993 годов. Нежелание понимать абхазов ни со стороны Тбилиси, ни со стороны Москвы привели к войне. Может быть, прежде чем говорить о возвращении грузин, следует поднять тему возвращения мохаджиров? Или президента Саакашвили этот вопрос мало интересует? Вообще интересно, что он знает об истории Абхазии. К сожалению, слишком мало грузин вообще что-либо знают об Абхазии.

Наконец, было бы очень интересно пронаблюдать за отношением Абхазии к развитию грузинского государства. Парадоксально, но факт: чем больше в Грузии развивается экономика, демократия и правовая защита, тем лучше для Абхазии, как для независимого государства. Причин этому несколько. Самая очевидная – это спокойствие в Зугдидском районе. Второе – возможность налаживания торговых отношений. Наконец, третий пункт – это возможность ссылаться на грузинский опыт развития государственности в переговорах с Россией. То есть, играет простая формулировка: у соседа больше демократии, живет он лучше, хочу так же, как у него. Нюанс: хочу не прийти к нему, а делать так же, как сосед. Из этого вопроса вытекает следующий: а для Грузии было бы выгодно иметь в качестве буфера между Россией независимое и невраждебное государство?

Есть ли в самой Грузии желание обсуждать эти вопросы?

Для де-факто властей Абхазии было бы неплохо, если бы об Абхазии вообще забыли. Но ведь фишка в том, что грузины знают только одно: была Абхазия наша, а теперь там хозяйничают русские варвары. И ярость благородная опять вскипает как волна. Особенно ярко это было видно в действиях трех студентов, задержанных в Абхазии. Олеги кошевые, в постановке чукотского театра. Опять пахнет войной. Опять на танках въедут те, кто понятия не имеет о том, за что воюет и против кого. Реакция абхазов на такую политику – просто очевидна. Чем дальше от человека, который нам угрожает – тем лучше.

Я не христианин. Мне чуждо понятие «покаяние». Есть дела, которые могут сказать больше, чем слова. Для меня также есть вещи, которые прощать нельзя, как бы кто ни каялся. Но это в моем понятии. Может, для кого-то по-другому.

Беслан Кмузов, 11.05.2007,
специально для southcaucasus.com
Есть вещи, которые действуют намного сильнее покаяния. Например? Например, когда твой враг попадает в беду, и ты ему помог. Молча так, ничего не говоря. Почему бы, например, устроителям движения покаяния не выяснить, сколько человек погибло в Грузино-абхазской войне? Вот просто взять и опубликовать поименно каждого.
Кто, где когда, при каких обстоятельствах погиб.
Может быть, даже, кто убивал.
Почему бы ни назвать имена тех,
кто находился в плену?
14 - 05 - 2007
 

Версия для печати

 
Любить своих врагов-это удел очень сильных личностей, потому, что они их не боятся, а слабые боятся, поэтому и ненавидят. Как это не странно звучит, но любить-гораздо труднее и тяжелее, чем ненавидеть, для этого нужна колоссальная сила духа.  
Автор: Русудан Маршания Тбилиси | 2007-06-22   

 
Процесс покаяния-интимный процесс и каждый должен решать это для себя сам. Массовое покаяние-это фарс. Но в случае наших конфликтов-покаяние не совсем приемлемо. Мы, люди, отличаемся от животных тем, что у нас есть совесть-это ценное качество, которое делает из человека ЧЕЛОВЕКА. Так вот, каждый может просто заглянуть в себя и спросить по совести: «А может я в чем-то ошибался, где я был неправ и как сейчас можно это исправить?» Взять на себя свою часть ответственности за какие-то действия (или за бездействие) и решать как жить дальше, что сделать, чтобы не повторить ошибок прошлых лет-вот это продуктивно и реально.  
Автор: Русудан Маршания Тбилиси | 2007-05-15   

 
Страх и ненависть-деструктивны, они разрушают душу, сковывают сознание и являются причиной многих злокачественных новообразований. Человек становится зависимым и им легко манипулировать. Эти чувства возникают на уровне инстинктов, никаких усилий от человека не требуют и не контролируются человеческим сознанием. Страх очень эффективный воспитатель, образы врага, неосознанно подкрепляемые страхом и ненавистью, превращаются в глубочайшие предубеждения, часто минуя стадию осознавания. В то же время создание духовных опор, помогающих человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях и остаться человеком, требует от него большой и упорной личностной работы. Одной из таких опор для христиан является покаяние, для других-просто угрызения совести. Достаточно снизить самоценность человека и освободить его от угрызений совести- и мы получим абсолютно детерминированную личность.  
Автор: Р.Маршания Тбилиси | 2007-05-15   

 
Я думаю, что главное, когда признаешь свои ошибки и каешься-не надо ждать то же самое от противоположной стороны, не надо питать иллюзии, что все это решит какие-то политические проблемы. Это безусловное условие. И если грузины смогут пройти через это сами, то это поможет решить в первую очередь внутренние проблемы национального единства и межэтнической интеграции. Поэтому покаяние в первую очередь необходимо для самих грузин.  
Автор: Р. Маршания Тбилиси | 2007-05-15   

 
И это все? Русудан - Вам спасибо за реакцию. Хотя, честно говоря, я хотел бы услышать ответы на те вопросы, которые ставил. Но интересно... Вы - абхазка, отвечаете за Грузию. На мой взгляд, это показатель. Тема тронула Вас, потому что взаимотношения абхазов и грузин Вам небезразличны. Остальной социум молчит. Это неожиданно для меня, хотя объяснимо. Для большинство всегда легче провести какой-нибудь перформанс, чем вести кропотливую и довольно трудную работу. Что ж, если у меня сломается машина, я не буду ремонтировать ее - валяться в масле под днищем, менять свечи, - а просто попрошу у автомобиля прощения. Наверное, поможет.
Русудан, к вам не относится.
 
Автор: Бес | 2007-05-16   

 
Мне не безразличны отношения не только между грузинами и абхазами, но и в глобальном смысле... Знаю одно: чем глубже копаешь, тем меньше шансов найти правильный ответ. Вообще какая разница в каком теле ты пришел в этот мир? Будем благорозумны, терпимы, а главное, что у нас всех должно быть - ЛЮБОВЬ  
Автор: Галина | 2007-05-21   

 
Галина, Любовь - это классно. Вот только... Блин, ну не поют пока все all you need is love. Кстати, я врубал эту песню у себя дома, когда шла война. Правда, никто тогда не слушал. Были те, кто приходит к тебе, едва не нашлись те, кто пришли бы за мной. Кто первый орет вы-мы-ты? Не знаю Но если вы думаете, что в Грузии все вдруг решили что главное - лбовь - ошибаетесь. А в Абхазии? Ха, да у нас нет даже народных песен про любовь. Да даже если бы и были. Наверное, таким как вы - тяжелее всего. Дело в том, что любовь, это такая штука, которую ни привьешь. Нельзя заставить любить. Принудить к сексу - да. Но это уже наказуемо. Любовь, блин, это когда человек спокоен. Будда понял, что такое любовь и сострадание, только когда успокоился. А мы? Мы же живые, у нас кровь бегает со сверхвуковой скоростью по венам. А копаться надо. Иначе больной умрет от гангрены. I love you, Galina. Join to my game!  
Автор: Бес. | 2007-05-25   

 
Уважаемая Русудан, то что "ни один грузин не примирится с потерей абхазов и Абхазии" в этом я уверен не с проста. И мои дети пойдут за это дело, и их матери тоже на ето готовы, но прошу правильно понять меня - К СОЖАЛЕНИЮ Я НЕ ЗНАЮ ПРАВИЛНЫЙ ПУТЬ, КАК ПОТЕРЯННОЕ (не мной) НАЙТИ, и КУДА ДЕТЕЙ ПОСЛАТЬ, (может быть в гости в Сухуми). Во всяком в одном уверен - ВОЙНА - НЕ ТОТ ПУТЬ. Это и мой ответ к Беслану, а с баграмиянцами у меня свои счёти... это не ихняя война была, также как и северокавказцев. Хотя это не значит, что война в абхазии имеет какое ни будь оправдание . Извините - Малхаз P.S Интересно узнать по больше о Беслане, Русудане, Амре, Галине.  
Автор: chemiam@hotmail.com | 2007-07-10   

 
Странно, бывшие комбатанты противники,гораздо легче находят общее меж собой и без покоянии. С обеих сторон была своя правда. Главное что нам больно было и тогда и сейчас. Я уверен Беслан, что и грузины, и абхазы, и оссетины опять будут в мире жить (истории повторяются), даже в разгаре этих братоубийственных воин с обеих сторон многие щадили друг-друга и спасали. Хотя и били непростимые ужасы, с нащей стороны мы сами наказывали мародеров и насильников. Слихали подобнее и со стороны абхазов и кабардинцев. Моё отношение ко всему этому я выложил в статье Записи с пьяни, если редакция сайта посчитает актуальным то надеюсь вывесит статью на сайт. Ещё одно, в апреле в тбилиси прошла презентация "кампании "простите" (постфактум). Авторы текста (пусть сами расскажут), оказывается внесли изменения в тексте, во всяком они за меня уже не извеняются "Простите, что грузинами назывались люди, которые стреляли" - Я родину зашищал (а не только территорию), и нечего мне извенятся (хотя абхазы мне не враги, я сам частично абхаз), особенно с "баграмянцами" - что-то тяжело предстовляется что они сегодня абхазы. И напоследок - не один грузин не примерится потере АБХАЗОВ и абхазии, президенты приходят и уходят. Малхаз.  
Автор: chemiam@hotmail.com | 2007-06-16   

 
Беслану. Что-то не вижу обещанный комментарии на мою статью. А сказанное там, и тебе тоже касается. Хотя я нечего не знаю про тебе, кто, откудва, пройденный путь (хотя чувствуется что немало сольи наелся, но не воевал- раз не умееш прощать. читай "Племянник" Г. Одишария ). К статьи, в Тбилиси хорошо знают иссторию Абхазии, сами Абхази в Тбилиси обучали историю Абхазов, и научный степень зашищали у Лорткипанидзе. Вообщем-то ты иногда более зашищаещ позиции грузин. Малхаз P.S Любовь, это тот ось на котором Земля крутится и держется, и за что стоит родится. - За это и люблю Хаяма, он тоже был не хрестианином, но был Человеком.  
Автор: chemiam@hotmail.com | 2007-07-21   

 
Амра, я что ли любви требую? Перечтите еще раз материал. Русудан, не отвечаю Малхазу потому, что вы это сделали вместо меня. Спасибо. Хотя, если честно, у него там тоже есть рациональные зерна. Больше всего покоробил высказывание, что "баграмянцы" не могут быть абхазами. К чтати, натолкнул на идею - поговорить с самими баграмянцам. Малхаз, обещаю оставить коменты на "Записях спьяну"  
Автор: Беслан | 2007-07-01   

 
Беслан , а кто вам сказал , что у нас нет песен о любви ? Вы просто их не знаете , а жаль , есть прекрасные и народ их поет , и даже после войны проклятой . А вот любви к тем , кто пришел нас убивать - не слишком ли это цинично требпвать ?  
Автор: Амра | 2007-06-05   

 
Малхазу- Что значит "ни один грузин не примирится с потерей абхазов и Абхазии"? Вы что знаете мнение всех грузин? А мнение матерей? Вы думаете они согласятся опять терять своих сыновей на войне? А Вы своих пошлете? Не думайте, что кто-то за Вас сделает это "малой кровью". Примириться надо с тем, что не будет прошлой Абхазии и прошлых отношений, и на мой взгляд "потерять"-это значит не смочь наладить новые отношения, упустить шанс развить добрососедское сотрудничество. А если грузины не "примирятся", то партизанская война в Абхазии станет неизбежной реальностью. Кому это выгодно? С уважением  
Автор: Русудан Маршания Тбилиси | 2007-06-20   

 
nu ti daiosh beslan :):):)  
Автор: Levan- ,,APSNY\" | 2008-01-22   

 
\"Никогда не было войн между Грузией и Россией\"?! Беслан, к сожалению, Вы или понятия не имеете об истории Грузии, или Вам не выгодно говорить правду... Извольте спросить, как можно назвать антирусские восстания грузин 1802, 1810, 1812, 1841, 1856, 1878, 1905 годов, антибольшевитские восстания 1922 и 1924 годов?.. Наверное, монастыри в Бедиа и Мокви Вы считаете абхазскими памятниками... И Вы смеете говорить о грузино-абхазских отношениях?..  
Автор: Леван Урушадзе, докт.ист.наук | 2009-10-30   

 
Привет, Беслан. Ну, во-первых что касается истории абхазов - пока что то это скорее сборник мифов, причем в обеих версиях, и в грузинской тоже. Я часто приводил цитаты из Вахушти, по которым можно судить о состоянии на начало 18 века. Если кто-то возьмет на себя смелость говорить что было раньше с уверенностью - он не будет прав. Ну а что касается твоих предложений на будущее - все они имеют право на жизнь, и некоторые даже кажутся логичными, но есть причины, по которым я первый пойду против любого грузинского правительства, которое согласится сегодня говорить о независимости Абхазии. Причем по вполне себе прагматическим причинам, а не из-за \"не знаем, за что\". Беслан, абхазы ради получения независимости согласились присоединиться к игре под названием \"десуверенизация Грузии\". В отличие от паранойи 140-миллионной РФ, страх Грузии вполне обоснован. Для того, чтобы Абхазия из этой игры вышла и заговорила собственно о суверенитете, и даже о полной независимости, и была в Грузии услышана, вся политическая ситуация на Кавказе должна полностью перемениться. Наверное можно попытаться завоевать Грузию и посадить правительство, которое подпишет независимость Абхазии, но это будет уже иной разговор. А иначе я просто не вижу никакого смысла разговаривать на эту тему на государственном уровне. На личном - пожалуйста, на государственном - совершенно бессмысленно. Ну да ладно.  
Автор: Дато (walker) | 2009-11-16   

 
Привет, Беслан. Ну, во-первых что касается истории абхазов - пока что то это скорее сборник мифов, причем в обеих версиях, и в грузинской тоже. Я часто приводил цитаты из Вахушти, по которым можно судить о состоянии на начало 18 века. Если кто-то возьмет на себя смелость говорить что было раньше с уверенностью - он не будет прав. Ну да ладно.  
Автор: Дато (walker) | 2009-11-16   

Добавьте Ваш комментарий здесь (максимум 1000 символов).
 
Автор: 


   
South Caucasus Integration: Alternative Start
   
   
   
Copyright © 2006 - 2012 info@southcaucasus.com